Ребенок-сирота: как общаться с учителями
Дети, растущие в учреждении, очень часто имеют те или иные проблемы с учебной деятельностью. Происходит это по многим причинам, например:
- Наличие неврологических проблем вследствие ранних повреждений головного мозга. Например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, дисклексия (нарушение понимания и воспроизведения письменной речи), дисграфия (нарушение письма), дискалькулия (нарушение счета), задержка психического развития, задержка речевого развития.
- Наличие эмоциональных проблем, как следствие — проблемы с поведением, дисциплиной, недостаток учебной мотивации.
- Педагогическая запущенность.
- Все эти факторы приводят к недостатку «школьной зрелости», готовности к обучению в школе.
В результате обучение в школе нашим детям дается очень непросто. Проблемы могут возникать и с учителями, и со сверстниками, так как личностная незрелость и эмоциональные проблемы детей-сирот могут затруднять их адаптацию в классе, мешать им найти друзей.
Не все учителя к этому готовы, поэтому они могут избегать таких «проблемных» учеников, требовать от воспитателей «решить проблемы» или заниматься с ребенком дополнительно, не учитывая, есть ли у воспитателя такая возможность, или требовать, чтобы ученика перевели в коррекционный класс.
Хорошая новость состоит в том, что воспитатели не всегда избегают наших сложных детей по своей злой воле, и во многих случаях можно наладить конструктивное взаимодействие, обсудив с педагогом имеющиеся трудности. Причиной того, что педагог не может найти подход к ребенку, может быть банальное непонимание сути его проблем и возможных вариантов их решения. Во всяком случае, пока не доказана злонамеренность педагога, лучше исходить из предположения о том, что педагог хотел бы, да не может помочь ребенку: с таким настроем вероятность построить продуктивный диалог намного выше.
К сожалению, и педагог, и воспитатель действуют в условиях недостатка ресурсов, в первую очередь — времени и возможности уделить ребенку индивидуальное внимание. Тем не менее, есть некоторые способы помочь педагогу наладить общение с ребенком:
- Постарайтесь увидеть в педагоге союзника, а не противника. Не всегда союзник умелый и знает, что делать. Но лучше быть вместе с педагогом (а еще лучше — еще и вместе с ребенком) против проблемы, чем попасть в ситуацию борьбы (педагог против ребенка, педагог против воспитателя и т. д.), в которой выигравших заведомо не будет. Увы, встречаются и профессионально выгоревшие педагоги, которые, возможно, не будут готовы сотрудничать. Но лучше исходить из презумпции добрых намерения педагога, в противном случае есть риск, что педагог, который потенциально мог бы сотрудничать, уйдет в «глухую оборону».
- Поговорите с педагогом о том, какие особенности развития есть у этого ребенка. Диагнозы могут составлять медицинскую тайну, но педагогическая характеристика —нет. Вы можете поговорить о том, какие моменты для него особенно трудны. Постарайтесь обсудить сильные стороны ребенка, что-то, на что педагог сможет опереться. Например, дети-сироты очень ценят внимание взрослого. Это может работать и на учебный процесс (если учитель обращает внимание на попытки ученика сделать что-либо хорошо), и против него (если учитель в первую очередь обращает внимание на проблемное поведение — тогда ребенок будет стремиться повторять именно его).
- Поделитесь с ним литературой о проблемах данного ребенка. Например, есть прекрасные книги:
- «В класс пришел приемный ребенок» Людмилы Петрановской (много про эмоциональные проблемы детей-сирот)
- «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» Елены Мурашовой (рассматривается проблема СДВГ и медлительных детей)
- «Психология детей-сирот» Людмилы Шипициной
- Расскажите им о ваших находках в общении с ребенком, о том, что помогает лично вам и может помочь учителю. Например, о том, какие у ребенка интересы, что его мотивирует, о том, что ему важно внимание взрослого и этого конкретного учителя в частности. Для ребенка из детского дома важнее внимание учителя, чем хорошая оценка (и, увы, как правило — чем знания), поэтому признание его стараний (пусть небольших) само по себе может очень помочь ему стараться и дальше.
- Постарайтесь выработать с учителем общую стратегию, цель которой — помочь ребенку учиться. Честно скажите о том, какими ресурсами (например, временными) вы располагаете. Если есть возможность, привлеките специалистов — логопеда, дефектолога, еще лучше — нейропсихолога (если он будет в доступности). Проговорите, что делает каждый из вас и как вы оцените результаты.
- Если в детском доме или в школе есть психолог, он может помочь ребенку выстроить учебную деятельность. Например, многим детям не хватает самоконтроля, умения следовать правилам — с этим иногда может справиться школьный психолог на индивидуальных занятиях, играя с детьми в игры с правилами. Психолог может помочь в развитии познавательной деятельности, в решении эмоциональных проблем.