Ребенок-сирота: как общаться с учителями

Дети, растущие в учреждении, очень часто имеют те или иные проблемы с учебной деятельностью. Происходит это по многим причинам, например:

В результате обучение в школе нашим детям дается очень непросто. Проблемы могут возникать и с учителями, и со сверстниками, так как личностная незрелость и эмоциональные проблемы детей-сирот могут затруднять их адаптацию в классе, мешать им найти друзей.

Не все учителя к этому готовы, поэтому они могут избегать таких «проблемных» учеников, требовать от воспитателей «решить проблемы» или заниматься с ребенком дополнительно, не учитывая, есть ли у воспитателя такая возможность, или требовать, чтобы ученика перевели в коррекционный класс.

Хорошая новость состоит в том, что воспитатели не всегда избегают наших сложных детей по своей злой воле, и во многих случаях можно наладить конструктивное взаимодействие, обсудив с педагогом имеющиеся трудности. Причиной того, что педагог не может найти подход к ребенку, может быть банальное непонимание сути его проблем и возможных вариантов их решения. Во всяком случае, пока не доказана злонамеренность педагога, лучше исходить из предположения о том, что педагог хотел бы, да не может помочь ребенку: с таким настроем вероятность построить продуктивный диалог намного выше.

К сожалению, и педагог, и воспитатель действуют в условиях недостатка ресурсов, в первую очередь — времени и возможности уделить ребенку индивидуальное внимание. Тем не менее, есть некоторые способы помочь педагогу наладить общение с ребенком:

- «В класс пришел приемный ребенок» Людмилы Петрановской (много про эмоциональные проблемы детей-сирот)
- «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» Елены Мурашовой (рассматривается проблема СДВГ и медлительных детей)
- «Психология детей-сирот» Людмилы Шипициной