Приемный ребенок - особенный

Если ребенок при тех или других обстоятельствах теряет семью, то его психика подвергается большой нагрузке и это является травмой. Травму, которую получает ребенок, можно уподобить айсбергу. Надводная часть - это те проблемы, которые могут быть очевидны. Но подводная часть айсберга может быть куда более существенной и не столь очевидной. Драматичен тот факт, что ребенок, оставшейся без родителей, сталкивается в своей жизни с переживаниями и событиями, к которым еще не готов. Его детство нарушено! Это делает его особенным ребенком, требующим особого отношения. 
  Что думает и чувствует сам ребенок?
Боюсь потерять маму и папу, боюсь любить их. А ведь может наступить такой миг, когда меня опять покинут? Все взрослые обманщики и притворщики! Им нельзя доверять. Я им не нужен. Все равно у меня ничего не получится!
Я злюсь на все, сам не знаю почему. И как только  могло со мной такое произойти? За что? Теперь уж ничего хорошего не будет. Я был плохой и меня все бросили. Я не стою любви, поэтому со мной и нет никого!
Что думают о нем взрослые
Родители: До него так трудно достучаться.  Он бывает невыносимо упрям. Как он будет вести себя с другими взрослыми, особенно в школе? Ведь он такой чувствительный и обидчивый! Как такого подготовить к жизни?  Я не понимаю, что у него в душе творится? Что это за внутренний дурдом такой? Почему без причины злится, замыкается, уходит в себя? Как его, такого разбалансированного приучить к дисциплине? Как к школе подготовить, настроить на рабочий лад?! Ума не приложу!
Учитель: О чем он опять задумался? Почему он не со всеми? Надо ли его звать, или ждать, когда сам подойдет? Может быть,  его не надо нагружать поручениями, или, наоборот, больше внимания и заданий?  
Что делать  
Поход в школу- испытание для любого ребенка и его семьи. Школа - регламентированная организация с иерархией и подчинением. Она требует от маленького ученика (да и от большого тоже) умения действовать по инструкции. Упрямство этому помеха. Корни упрямства могут лежать в неуверенности, что по-новому не получится, и в "цеплянии" за старые стереотипы. Отсюда и негативизм, и упрямство. Как быть? Прежде всего, не давить (чтобы он не оказался меж двух огней), а быть на стороне ребенка. Обращайтесь к нему со словами: "Я тебя понимаю, от тебя требуют, а ты не все умеешь сразу, у тебя не получается!.." Вспомните свое школьное детство, трудности и как вы с ними справлялись. А еще лучше, поиграйте в школу, когда ваш малыш - учитель, а вы - упрямый ученик.
 Ваш ребенок излишне раним, обидчив, чувствителен. Юмор помогает избежать "острых углов" и сохранить самооценку, не задевая самолюбия. Ведь юмор - это своего рода выражение критики, и даже агрессии, но социально допустимым путем. Умение что- то сложное, неприятное превратить в шутку будет оберегать вашего ребенка от ран.
  Для внутренних проблем и излишних переживаний приемного ребенка нужен простор: игры, фантазии, рисунки, придумывание историй. Надо не отрицать, а вместе переживать боль и грусть. Если недостаточно в домашних условиях, то на помощь может прийти игровая терапия с психологом для ребенка, и «лечение словом» для старшего.
 Если впереди у  ребенка, в поведении и в истории которого не хватает стабильности, школа? Тогда на помощь приходят такие важные и нужные вещи, как школьный режим (рано ложиться и рано вставать), экскурсия в школу, а главное - создание ритуалов и традиций. От самых элементарных (чтение волшебной сказки на ночь; приветствие и прощание "носик к носику") до развернутых и запоминающихся (накануне или сразу после 1-го сентября - поход в театр, музей, зоопарк, прогулка в парк или поход в кафе). Можно приурочить к этому дню запоминающиеся и долгожданные подарки или сюрпризы.
 Если у учителей с приемными детьми возникли трудности…
 По данным проведенного тестирования среди школьных учителей выяснилось, что по отношению к приемным детям у них превалирует так называемый тип "ответственно-великодушного" отношения к таким детям. Они готовы помогать и сочувствовать со сверхобязательностью. Отрицают у себя критичность, недоверчивость, шаблонность установок. Но от детей могут ожидать недоверчивости, настороженности, обидчивости, ранимости, упрямства и несамостоятельности. Подобное отношение может привести к напряжению, за которое ответственность и вину испытывают учителя. Выходом может быть более реалистичное отношение, как к себе, так и к ребенку. Необходимо быть последовательным и открытым, нельзя навязывать свое мнение, необходимо объяснить, что и зачем нужно. Если ребенок замкнут и производит впечатление равнодушного и не включенного в общение, нужно подсказать ему, как начать. Если ребенок сердится, а иногда и специально демонстрирует непослушание, надо, не осуждая, объяснить ему его чувства. Если проявлять терпение, объяснять ребенку его ответственность и верить в него, поведение выравнивается к обоюдному удовлетворению.
  И, наконец, необходимо помнить, что простое помещение приемного ребенка в благоприятные условия, обеспечивающие его нормальное проживание, еще не всегда автоматически способно привести его к нормальному развитию. Ребенок, оказавшийся в приемной семье, как бы заново переживает этапы развития. Они складываются из этапа привыкания и возникновения привязанности к приемным родителям. А затем, как и в случае нормального развития, должна происходить постепенная сепарация ребенка от своих родителей, что делает его в конечном итоге независимым и самостоятельным.  
 С другой стороны, детство - загадочный мир для многих взрослых. Взрослые могут не помнить своего детства, либо не понимают детей, не знают о чем с ними говорить, не умеют с ними общаться и играть. Взрослые также могут считать, что дети многого не понимают, следовательно, и не чувствуют. И те травматические события, участниками которых становятся дети, теряют свое значение, как только ребенок оказывается в других обстоятельствах.
 Надо учитывать травматический и негативный жизненный опыт приемных детей. Но не надо опираться только на жалость. Сочувствие здесь уместно в буквальном смысле слова, как Со-Чувствие, умение понимать и разделять чувства.